Начало рекламной кампании «Правого дела» (а если быть точнее, лично Михаила Прохорова) еще больше запутало электорат относительно политических намерений миллиардера. Депрессивно-желтый фон, суровое лицо Михаила Дмитриевича и слоган «Сила в правде. Кто прав, тот и сильнее» совершенно не вяжутся с имиджем лояльного к власти жизнелюба (Куршевель, вечеринка на «Авроре» под песни Шнура), который даже оппозицией себя называть не хочет, а претендует на роль «второй партии власти». Напомню, что ранее Прохоров по-другому смотрел на проблему силы, заявляя, что, если бы не ограничения по финансированию избирательных кампаний, то он победил бы «Единую Россию» «одной платежкой».
Архетип правдолюбца присутствует в российской политической традиции и тесно связан с темой страдания и оппонирования власти. Скорее подобный слоган подошел бы другому Михаилу – Ходорковскому, который со временем приобрел в глазах части общества ореол страдальца за правду, но такой ценой, которую Прохоров вряд ли готов платить.
Другой слоган «Правого дела» - «Перемены неизбежны» - тоже небесспорен, поскольу из него неясно, будут ли эти перемены к лучшему или к худшему. При этом, судя по данным социологических исследований, проводившихся в последнее время Международным Институтом Политической Экспертизы (МИПЭ), ожидания негативных перемен у населения сегодня выше, чем позитивных. Правда, которую в последнее время пытался донести олигарх населению, заключалась в попытке реформирования Трудового кодекса и идее, что «надо больше вкалывать». Тема эта неизбежно проигрышная, как бы сейчас не вкладывались в ее продвижение штабисты «Правого дела».
Откуда сегодня мог бы взяться электорат обновленной правой партии? Из трех источников:
1. Традиционный право-либеральный электорат (5-7 %). Чтобы их привлечь, нужно выдать ряд месседжей, связанных с проблемами демократии, свободного предпринимательства и т.д. Однако либеральная риторика у Прохорова практически отсутствует. Более того, мы видим, что «Правое дело» по степени авторитарности и влияния лидера становится похожа на ЛДПР (и по визуальной стилистике, кстати, тоже – с таким суровым лицом у нас на билбордах бывает только Владимир Вольфович, и желтый цвет у него в фирменной символике тоже присутствует);
2. Оппозиционный электорат крупных городов, который готов голосовать за кого угодно, лишь бы не за «Единую Россию» (10-15 %). Этим избирателям нужно было сказать только одно – «Мы другие, мы новые, у нас новые люди и новые решения, мы альтернатива и оппозиция». Однако вместо этого им сообщают, что «Правое дело» - это «вторая партия власти» и что Прохоров планирует стать премьер-министром (естественно, только при условии коалиции с «Единой Россией»);
3. Личные симпатики, склонные поддержать молодого и успешного лидера, молодежь, которая видит в нем ролевую модель, женская часть электораа (потенциально до 5-7 %). Но эту армию еще нужно создавать. И на этом направлении пока достаточно проколов. Например, непонятно, почему неженатый Прохоров в приоритетном порядке обращается к «главам семейств».
Откуда еще могут взяться голоса? Самый простой путь – «покупка» голосов в национальных республиках (до 10-20 % в конкретном регионе, остальное – «Единой России»), где местные элиты контролируют электоральное поведение населения. Но чтобы подобная сделка состоялась, у региональных элит должна быть уверенность, что «Правое дело» перейдет 7 % в масштабах всей страны и они получат свои мандаты. Кроме того, подобные соглашения могу быть затруднены в связи с использованием «правыми» националистических мотивов (в частности лозунг Бориса Надеждина «Не голосуешь ты – голосует Кавказ»).
Другой способ привлечения голосов – рекрутинг популярных региональных лидеров, имеющих собственную электоральную базу. Пока наиболее ценное приобретение для «Правого дела» в регионах – это Евгений Ройзман, который имеет один из наиболее высоких рейтингов в Свердловской области. Однако имидж крутого борца с наркомафией, использующего очень жесткие методы, плохо сочетается с имиджем право-либеральной партии. Кроме того, если в Свердловской области информацией о связях Ройзмана с ОПС «Уралмаш» никого не напугаешь (он там давно «привит» от любого негатива – практически тефлоновый), то подобный «слив» в федеральных СМИ может стать проблемой для «Правого дела». А если в списках партии окажется еще ряд людей с неоднозначными отношениями с законом (например, нынешний депутат от ЛДПР и начальник штаба «праводельцев» Рифат Шайхутдинов, которого правоохранительные органы уже несколько лет пытаются лишить депутатского иммунитета и привлечь к уголовной ответственности), это может стать серьезным имиджевым ударом.
Также неоднозначным с точки зрения позиционирования партии как «новой силы» может стать привлечение в списки экс-губернаторов и членов их семей (в частности, по нашей информации, ведутся переговоры о вхождении в списки «Правого дела» бывшего главы Ярославской области Анатолия Лисицына и сына экс-губернатора Приморья Евгения Наздратенко).
То, как ведется кампания Прохорова (а сегодня это именно кампания лично Прохорова, а не партии), очень напоминает кампанию кандидата в президенты Украины в 2009-1010 гг. Арсения Яценюка. Ходы, которые могли привести Яценюка, который к тому времени успел побывать главой Нацбанка, МИДА и Верховной Рады, в президентское кресло, были очевидны. У него уже сформировался базовый электорат на Западе Украины, и ему нужно было только позиционировать себя как «обновленного Ющенко, без экстремизма и коррумпированной камарильи» и как нового политика, который является альтернативой надоевшим Тимошенко и Януковичу. Но вместо этого Яценюка начали делать «кандидатом для Востока Украины» (Восток он не завоевал, а на Западе потерял). В имиджевом плане из интеллигентного вундеркинда в очках начали делать «фронтовика» в хаки, что не вызывало у избирателей ничего, кроме насмешек. В итоге Яценюк, начавший кампанию с 15 % рейтинга, закончил её с 7 %.
Нечто подобное сегодня происходит и с Прохоровым, которого пытаются рядить в несвойственные и неорганичные ему одежды. В своё время экс-партнёр Михаила Прохорова по бизнесу Александр Хлопонин выиграл губернаторские выборы в Красноярском крае с идеей эффективного менеджмента и экономического подъема. Даже банальная калька губернаторской кампании Хлопонина была бы более эффективной, чем то, что сейчас делает «Правое дело».
Виктор Янукович Владимир Путин Дмитрий Медведев Евгений Минченко Россия Сергей Тигипко Украина Юлия Тимошенко выборы президента лоббизм
Евгений Минченко: "Сегодня у избирателя доминирует запрос на «новую подлинность»
«Как выигрывают выборы в США, Великобритании и евросоюзе: анализ политических технологий»
«Как стать и остаться губернатором»
«Универсальные избирательные технологии и страновая специфика: Опыт российских консультантов»
© ЕВГЕНИЙ МИНЧЕНКО, 2009 - 2024
При цитировании прямая гиперссылка на запись блога обязательна.