Авторизация

Запомнить меня

Регистрация нового пользователя

Идет отправка информации ...

Заполните необходимые поля в приведенной ниже форме, обращаем ваше внимание, что поля, выделенные
«звездочкой», являются обязательными для заполнения!

Сегодня
12 Октября 2024

Одной платежкой... Михаил Прохоров и сила правды

02 Августа 2011, 19:25

Начало рекламной кампании «Правого дела» (а если быть точнее, лично Михаила Прохорова) еще больше запутало электорат относительно политических намерений миллиардера. Депрессивно-желтый фон, суровое лицо Михаила Дмитриевича и слоган «Сила в правде. Кто прав, тот и сильнее» совершенно не вяжутся с имиджем лояльного к власти жизнелюба (Куршевель, вечеринка на «Авроре» под песни Шнура), который даже оппозицией себя называть не хочет, а претендует на роль «второй партии власти». Напомню, что ранее Прохоров по-другому смотрел на проблему силы, заявляя, что, если бы не ограничения по финансированию избирательных кампаний, то он победил бы «Единую Россию» «одной платежкой».

Prohorov

Архетип правдолюбца присутствует в российской политической традиции и тесно связан с темой страдания и оппонирования власти. Скорее подобный слоган подошел бы другому Михаилу – Ходорковскому, который со временем приобрел в глазах части общества ореол страдальца за правду, но такой ценой, которую Прохоров вряд ли готов платить.

Другой слоган «Правого дела» - «Перемены неизбежны» - тоже небесспорен, поскольу из него неясно, будут ли эти перемены к лучшему или к худшему. При этом, судя по данным социологических исследований, проводившихся в последнее время Международным Институтом Политической Экспертизы (МИПЭ), ожидания негативных перемен у населения сегодня выше, чем позитивных. Правда, которую в последнее время пытался донести олигарх населению, заключалась в попытке реформирования Трудового кодекса и идее, что «надо больше вкалывать». Тема эта неизбежно проигрышная, как бы сейчас не вкладывались в ее продвижение штабисты «Правого дела».

Откуда сегодня мог бы взяться электорат обновленной правой партии? Из трех источников:

1. Традиционный право-либеральный электорат (5-7 %). Чтобы их привлечь, нужно выдать ряд месседжей, связанных с проблемами демократии, свободного предпринимательства и т.д. Однако либеральная риторика у Прохорова практически отсутствует. Более того, мы видим, что «Правое дело» по степени авторитарности и влияния лидера становится похожа на ЛДПР (и по визуальной стилистике, кстати, тоже – с таким суровым лицом у нас на билбордах бывает только Владимир Вольфович, и желтый цвет у него в фирменной символике тоже присутствует);

2. Оппозиционный электорат крупных городов, который готов голосовать за кого угодно, лишь бы не за «Единую Россию» (10-15 %). Этим избирателям нужно было сказать только одно – «Мы другие, мы новые, у нас новые люди и новые решения, мы альтернатива и оппозиция». Однако вместо этого им сообщают, что «Правое дело» - это «вторая партия власти» и что Прохоров планирует стать премьер-министром (естественно, только при условии коалиции с «Единой Россией»);

3. Личные симпатики, склонные поддержать молодого и успешного лидера, молодежь, которая видит в нем ролевую модель, женская часть электораа (потенциально до 5-7 %). Но эту армию еще нужно создавать. И на этом направлении пока достаточно проколов. Например, непонятно, почему неженатый Прохоров в приоритетном порядке обращается к «главам семейств».

Откуда еще могут взяться голоса? Самый простой путь – «покупка» голосов в национальных республиках (до 10-20 % в конкретном регионе, остальное – «Единой России»), где местные элиты контролируют электоральное поведение населения. Но чтобы подобная сделка состоялась, у региональных элит должна быть уверенность, что «Правое дело» перейдет 7 % в масштабах всей страны и они получат свои мандаты. Кроме того, подобные соглашения могу быть затруднены в связи с использованием «правыми» националистических мотивов (в частности лозунг Бориса Надеждина «Не голосуешь ты – голосует Кавказ»).

Другой способ привлечения голосов – рекрутинг популярных региональных лидеров, имеющих собственную электоральную базу. Пока наиболее ценное приобретение для «Правого дела» в регионах – это Евгений Ройзман, который имеет один из наиболее высоких рейтингов в Свердловской области. Однако имидж крутого борца с наркомафией, использующего очень жесткие методы, плохо сочетается с имиджем право-либеральной партии. Кроме того, если в Свердловской области информацией о связях Ройзмана с ОПС «Уралмаш» никого не напугаешь (он там давно «привит» от любого негатива – практически тефлоновый), то подобный «слив» в федеральных СМИ может стать проблемой для «Правого дела». А если в списках партии окажется еще ряд людей с неоднозначными отношениями с законом (например, нынешний депутат от ЛДПР и начальник штаба «праводельцев» Рифат Шайхутдинов, которого правоохранительные органы уже несколько лет пытаются лишить депутатского иммунитета и привлечь к уголовной ответственности), это может стать серьезным имиджевым ударом.

Также неоднозначным с точки зрения позиционирования партии как «новой силы» может стать привлечение в списки экс-губернаторов и членов их семей (в частности, по нашей информации, ведутся переговоры о вхождении в списки «Правого дела» бывшего главы Ярославской области Анатолия Лисицына и сына экс-губернатора Приморья Евгения Наздратенко).

То, как ведется кампания Прохорова (а сегодня это именно кампания лично Прохорова, а не партии), очень напоминает кампанию кандидата в президенты Украины в 2009-1010 гг. Арсения Яценюка. Ходы, которые могли привести Яценюка, который к тому времени успел побывать главой Нацбанка, МИДА и Верховной Рады, в президентское кресло, были очевидны. У него уже сформировался базовый электорат на Западе Украины, и ему нужно было только позиционировать себя как «обновленного Ющенко, без экстремизма и коррумпированной камарильи» и как нового политика, который является альтернативой надоевшим Тимошенко и Януковичу. Но вместо этого Яценюка начали делать «кандидатом для Востока Украины» (Восток он не завоевал, а на Западе потерял). В имиджевом плане из интеллигентного вундеркинда в очках начали делать «фронтовика» в хаки, что не вызывало у избирателей ничего, кроме насмешек. В итоге Яценюк, начавший кампанию с 15 % рейтинга, закончил её с 7 %.

Нечто подобное сегодня происходит и с Прохоровым, которого пытаются рядить в несвойственные и неорганичные ему одежды. В своё время экс-партнёр Михаила Прохорова по бизнесу Александр Хлопонин выиграл губернаторские выборы в Красноярском крае с идеей эффективного менеджмента и экономического подъема. Даже банальная калька губернаторской кампании Хлопонина была бы более эффективной, чем то, что сейчас делает «Правое дело».
 

Опубликовать в: Twitter Facebook
 
Комментарии: (0)

Разделы блога
Поиск
Популярные записи

Популярные теги
Архив

Публикации в СМИ
Книги
Ссылки
Поддержка сайта — Гуров и партнеры

© ЕВГЕНИЙ МИНЧЕНКО, 2009 - 2024
При цитировании прямая гиперссылка на запись блога обязательна.