Вчерашняя полемика между Владимиром Путиным и Аркадием Дворковичем (=Кремлём?) интересна технологически. Полемика по линии премьер-помощник президента психологически ставит президента над ними обоими.
Но вот то, что говорилось обоими по поводу темпов реформ, оставило очень странное впечатление. Один говорит, что нужно поступательное развитие, с упором на технологическое перевооружение, другой говорит о том, что нужны коренные реформы во всех сферах, в том числе и в сфере государственного управления.
При этом поразительно, что никто из заочных дискуссантов не говорит о тех реформах, которые сейчас реально происходят в стране. А это, ни много ни мало, реформа бюджетных учреждений, реформа образования и здравоохранения. Они осуществляются, у них уже есть какие-то промежуточные результаты, есть планы.
Реформа ЖКХ у нас произошла.
Может быть, стоит обсудить опыт этих реформ и понять, тем путём идём или нет тем? Нет, они, оказывается происходят где-то вовне, в другом пространстве, отделённом от власти. Эти реформы - сироты. Ни президент, ни премьер не берут за них ответственность, и никто из них не поднимает их на щит, но и не критикует. Это предмет пикировок конкретных чиновников и общественности.
У нас в разгаре реформа правоохранительных органов. Об итогах изменений в милиции-полиции говорить ещё рано. Так же рано пока говорить об итогах гуманизации системы наказаний (в частности, об отмене минимальных сроков по ряду статей).
Но прокуратуру и следственный комитет разделили уже достаточно давно. В 2011 году это разделение просто окончательно оформилось юридически. Было это благом или нет? Привело ли создание двух конкурирующих структур к большей эффективности правоохранительной системы? Тоже вопрос, требующий обсуждения.
Более того, нас ждут в ближайшие годы пенсионная реформа и реформа системы социального и медицинского страхования.
Кроме того, есть совершенно конкретные предложения президентского совета по так называемой "десталинизации". Это по сути масштабная идеологическая реформа, предлагающая власти и народу перейти в режим непрерывного покаяния перед "нормальными государствами". Эта инициатива поддерживается президентом или нет? Является ли это частью его идеологической программы на следующий срок? Нет ответа.
Также, насколько я понимаю, Дворкович вступил в заочную полемику и с Дмитрием Медведевым по поводу реформы политической системы. Ведь президент в последнем послании Федеральному собранию сказал, что наша политическая система после предложенных им изменений стала практически совершенной. А теперь оказывается, что надо ещё что-то менять. Или у президента поменялись приоритеты?
Кстати, я всё никак не пойму, куда подевались дети. Прошлой осенью в уже упоминавшемся послании президента тема детей стала стержневой. Но в практической деятельности властей, в её информационной политике эта тема остаётся маргинальной. Так, может, не стоило её вообще заявлять? Или, если заявили, то надо к ней от времени возвращаться?
А есть ещё темы, которые находятся в топе у населения. Тема межнациональных отношений, тема социальной справедливости, кстати, тесно связанные между собой. Есть по этим вопросам развёрнутая позиция у обоих дуумвиров. Или национальную проблему мы решили, арестовав кавказцев, которые участовали в драке, где погиб Егор Свиридов, а социальную - увеличив ставку социального налога?
Очень хотелось бы, чтобы власти перешли от системы коммуникации путём пресловутых "сигналов" к содержательной политике. Если нам пытаются показать, что есть лагерь "реформаторов" и лагерь "ретроградов-консерваторов", то было бы правильно, чтобы и те, и другие объяснили, за что они "чисто конкретно".
Ну или давайте честно скажем, что речь идёт о сохранении неизменности правящей элиты или о её масштабной перетряске. Кто сегодня правит Россией, более-менее понятно. А вот на кого их хотят заменить? Огласите весь список, пожалуйста. Если списка нет, то расскажите, откуда эти новые элитарии будут браться, по какой процедуре и по каким критериям. Через партии? Не смешите меня. Через восстановление системы конкурентных выборов? А власть точно к этому готова? Кто из президентского актива умеет выигрывать выборы? Пламенные харизматики Юргенс и Гонтмахер? Губернаторы-назначенцы?
Или задача гораздо более узкая? Потеснить пару-тройку неудобных именно президентскому окружению элитных группировок, например, Сечина и Ротенбергов. А есть гарантии, что, подняв ради этого негативную общественную волну и ограничившись в итоге безразличными для избирателя кадровыми перестановками, удастся успокоить общество и убедить, что цели достигнуты?
Виктор Янукович Владимир Путин Дмитрий Медведев Евгений Минченко Россия Сергей Тигипко Украина Юлия Тимошенко выборы президента лоббизм
Евгений Минченко: "Сегодня у избирателя доминирует запрос на «новую подлинность»
«Как выигрывают выборы в США, Великобритании и евросоюзе: анализ политических технологий»
«Как стать и остаться губернатором»
«Универсальные избирательные технологии и страновая специфика: Опыт российских консультантов»
© ЕВГЕНИЙ МИНЧЕНКО, 2009 - 2024
При цитировании прямая гиперссылка на запись блога обязательна.