Материал на Русской службе ВВС по итогам прямого эфира со мной - про Медведева и модернизацию.
Реформаторские слова и декоративные дела Медведева
Рафаэль Сааков Би-би-си, Москва
Некоторые эксперты считают, что политическая реформа выльется в незначительные меры
Президент России Дмитрий Медведев заявил о необходимости "поменять экономику и политическую систему" в стране. Многие аналитики сомневаются, что этот призыв будет реализован. "Нет ничего постоянного и застывшего", - объяснил Медведев, выступая на церемонии вручения государственных наград в Кремле. Впрочем, эксперты советуют не торопиться с далеко идущими выводами относительно сроков и масштабов возможного реформирования, о котором говорит российский президент.
Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко напоминает, что в течение года Медведев не раз выступал с призывами к модернизации в целом. В частности, подводя итоги 2009 года в интервью российским телеканалам, он сказал, что верит в "модернизацию на основе демократии и права". "Он с начала своей избирательной кампании как кандидата в президенты говорил о модернизации, о переменах, - сказал Минченко Русской службе Би-би-си. - Однако есть один вопрос, на который пока нет ответа. А кто, собственно, будет субъектом этой модернизации? Где политический класс, который будет эту модернизацию реализовывать?".
"Я думаю, что возможна какая-то реформа Совета Федерации, - рассуждает политолог о возможных изменениях на российской внутриполитической сцене, - Не думаю, что будет возвращение к прямой выборности, что противоречит логике последних политических изменений. Скорее, будет какой-то вариант косвенной выборности с участием населения".
"Не очень значительные меры"
По мнению эксперта Московского центра Карнеги Николая Петрова, Медведев не сказал ничего нового, а под политической реформой подразумевались "не очень пока значительные меры, предложенные в президентском послании".
Под правильными и масштабными лозунгами осуществляются мелкие, какие-то декоративные - иногда в хорошую, иногда в плохую сторону - преобразования, а воз и ныне там Николай Петров, Московский центр Карнеги
"Речь идет о том, чтобы те политические изменения, которые были осуществлены на федеральном уровне, провести на уровне регионов", - полагает аналитик. "Подсчитать, сколько депутатов представляют население регионов в том или ином законодательном собрании, уточнить правила представительства тех партий, которые не набирают необходимой доли голосов для получения ими каких-то утешительных призов в региональных парламентах и так далее", - пояснил Петров.
Почти два года, проведенные Дмитрием Медведевым на посту президента, по мнению политолога, показали, что оснований для ожидания кардинальных перемен с его стороны в будущем пока нет. "Под правильными и масштабными лозунгами осуществляются мелкие, какие-то декоративные - иногда в хорошую, иногда в плохую сторону - преобразования, а воз и ныне там", - полагает эксперт. Он предполагает, что "политическая реформа, конечно, будет, но она будет идти отнюдь не сверху, а будет результатом реагирования Кремля на меняющуюся внизу ситуацию. Два года - достаточный срок, много сказано, ничего не сделано, и если президент имеет силы и намерения что-то реально менять, Бог в помощь".
Милиция как лакмусовая бумажка
Президент фонда "Индем" Георгий Сатаров полагает, что ожидать появления в России "нормальной политической конкуренции, какой-то подотчетности политиков обществу" не следует. Перебрасывать ОМОН для подавления инакомыслящих из одного города в другой гораздо удобнее, если ОМОН зависит только от федерального центра Георгий Сатаров, президент фонда "Индем"
"Вопрос в том, в какую сторону менять? Этот вопрос президент оставил открытым", - сказал политолог, предложив рассмотреть это на примере реформирования Медведевым милиции. "Эксперты в один голос говорили, что первое, что нужно сделать, это вывести милицию из-под неработающей вертикали и сделать ее подотчетной гражданам, передав необходимые средства на более низкий уровень управления. Президент сделал ровно наоборот. Последнюю зависимость милиции от властей более низкого уровня он уничтожил". "Зачем это нужно? Ответ простой: перебрасывать ОМОН для подавления инакомыслящих из одного города в другой гораздо удобнее, если ОМОН зависит только от федерального центра и абсолютно не зависит от региональных властей", - считает Сатаров.
Николай Петров из центра Карнеги утверждает, что российский президент много и часто правильно критикует засилье бюрократической системы, но сам он, при этом, выступает "не просто элементом, но и проводником интересов этой системы". Реформы, которые предлагаются Медведевым, это не продукт общественного или экспертного обсуждения, объясняет политолог, а то, что рождается в недрах самой системы.
Виктор Янукович Владимир Путин Дмитрий Медведев Евгений Минченко Россия Сергей Тигипко Украина Юлия Тимошенко выборы президента лоббизм
Евгений Минченко: "Сегодня у избирателя доминирует запрос на «новую подлинность»
«Как выигрывают выборы в США, Великобритании и евросоюзе: анализ политических технологий»
«Как стать и остаться губернатором»
«Универсальные избирательные технологии и страновая специфика: Опыт российских консультантов»
© ЕВГЕНИЙ МИНЧЕНКО, 2009 - 2024
При цитировании прямая гиперссылка на запись блога обязательна.