Кампании Сергея Тигипко и Арсения Яценюка имеет смысл рассматривать в комплексе, поскольку оба они боролись за голоса избирателей, ориентированных на новое предложение.
Когда я слышу слова "проектное мышление", я хватаюсь за пистолет. Как только в штабе кандидата начинаются такие разговоры, шансы на его поражение резко возрастают. Именно это и произошло с Яценюком.
Он очень хорошо начал кампанию в конце 2008 г. Распад коалиции, разочарование в обоих оранжевых вождях, добровольная отставка с поста спикера, доступ на телеканалы (в первую очередь, на "Интер"). Рейтинг "украинского Обамы" начал расти. Ничего принципиально нового он не предлагал - идеологически это был апгрейд Ющенко. Но на первом этапе этого вкупе с эффектом новизны было достаточно. А дальше нужно было всего лишь сформировать команду (лучше из региональных политиков), показать ее электорату и провести кампанию с упором на перемены, дополненную региональной спецификой.
Но у Яценюка началась звездная болезнь. Он стал высокомерно вести себя с потенциальными спонсорами. Началась рекламная кампания, никак не отвечающая его фактуре - странная как по форме, так и по содержанию. Из яппи в очках начали лепить "украинского Путина". Вдобавок к этому Яценюк вдруг резко поменял идеологию кампании, переориентировавшись с Запада страны на Юго-Восток. В итоге потерял голоса на Западе и немного приобрел на Юго-Востоке. А поскольку против него велась жесткая негативная кампания, то ошибки оказались роковыми.
У Тигипко все было наоборот. Старт был очень слабым. Бесссодержательные эфиры, образ многословного эксперта-экономиста, отсутствие четкого идеологического позиционирования в период с мая по сентябрь не давали практически никаклого роста рейтинга.
Но к осени Тигипко нашел свою нишу - мечта женщин бальзаковского возраста, успешный, подтянутый, богатый. На фоне обвала Яценюка он начал привлекать внимание избирателей, жаждущих нового предложения. В то же время всерьез его никто не воспринимал, и контрпропагандой не занимался.
В ходе кампании Тигипко очень вырос как оратор (видимо, поработали психологи), стал говорить коротко и энергично, заключил союзы с рядом влиятельных региональных политиков. Качественно была выстроена линия комментирования текущих политических событий. По количеству рекламы он уверенно вышел на третье место. Ну и последний удар - манипулирование данными социологических опросов (вбросы о том, что у Тигипко есть шансы на выход во второй тур). В рекламе не было чрезмерного креатива - стандартное использование архетипических образов (фаллических, солнца, масштаба). Молодцы. Чего не успели сделать, так это организационной машины и не создали образ команды.
Виктор Янукович Владимир Путин Дмитрий Медведев Евгений Минченко Россия Сергей Тигипко Украина Юлия Тимошенко выборы президента лоббизм
Евгений Минченко: "Сегодня у избирателя доминирует запрос на «новую подлинность»
«Как выигрывают выборы в США, Великобритании и евросоюзе: анализ политических технологий»
«Как стать и остаться губернатором»
«Универсальные избирательные технологии и страновая специфика: Опыт российских консультантов»
© ЕВГЕНИЙ МИНЧЕНКО, 2009 - 2024
При цитировании прямая гиперссылка на запись блога обязательна.
Мне нравятся страны, где президенты возглавляют правительство, например, Франция, США, Белоруссия, Россия, Азербайджан, и в наших условиях такая модель идеальна". Теперь я- знаю, что Путин и Медведев - это один и тот же человек.