Написал статью для польского журнала, который выходит на украинском языке. Вот она на языке оригинала.
Чего Россия на самом деле хочет от Украины.
В последнее время украинские СМИ переполнены спекуляциями о якобы существующих коварных планах России по расчленению или завоеванию Украины. Действующий президент Украины Виктор Ющенко фактически сделал тему «российской угрозы» основой своей избирательной кампании. К сожалению, эти опасения подпитываются необдуманными заявлениями некоторых региональных лидеров. В частности, инициативу у Юрия Лужкова в гораздо более радикальном ключе перехватил президент Рамзан Кадыров, который, стремясь упрочить свои позиции на Северном Кавказе и влияние на соседние республики, пытается позиционировать себя как политика федерального масштаба. Впрочем, судя по заявлению руководства московского представительства агентства «Рейтерс», высказывания Кадырова были выдернуты из контекста. Однако в том, что касается реальных целей России, есть первоисточник. Это президент РФ Дмитрий Медведев. На днях он заявил: "Единственное, чего бы я очень хотел, - чтобы будущий президент Украины, а мы, естественно, примем любой выбор украинского народа, был бы настроен на развитие добрых, сердечных, если хотите, даже братских отношений с нашей страной, чтобы русский язык не обижали, чтобы позволяли развиваться двусторонним контактам, чтобы наши совместные экономические проекты развивались, чтобы не было обязательного желания погрузиться в какой-то иностранный военный блок, который будет так или иначе нервировать огромное количество людей".
Собственно, это и есть реальные цели России в Украине. Конкретизируя их в этой статье, я буду опираться на мой совместный труд с рядом российских экспертов, который был направлен в том числе и руководству нашей страны летом этого года.
Наша цель – это равноправное и взаимовыгодное, интенсивное партнерство России и Украины в экономической, политической, военной и культурных сферах для осуществления совместного индустриального прорыва.
Приоритетной является задача сложения экономических потенциалов двух стран с целью создания совместного инновационного проекта «Россия-Украина: индустриальный прорыв» в логике успеха, совместного «раздела прибыли», а не дележа убытков. В рамках этого проекта могут быть решены такие амбициозные задачи, как:
Масштабное экономическое сотрудничество и развитие кооперации, особенно в высокотехнологичных отраслях, невозможно в ситуации военно-политического противостояния. Поэтому так важно закрепление статуса Украины как дружественной по отношению к России державы и недопущение использования военного потенциала Украины против России. В качестве механизмов реализации этой задачи могут быть использованы:
Естественно, российская сторона готова обсуждать условиях продления пребывания Черноморского флота в Севастополе после 2017г. Дополнительным бонусом от военно-политического сотрудничества могли бы стать совместные проекты России и Украины на мировом рынке торговли оружием.
Следующая задача – это восстановление общего духовного, гуманитарного и социо-культурного пространства. В первую очередь речь идет об официальном закрепление статуса русского языка в качестве второго государственного или, как программа-минимум, в качестве регионального. Эта задача, на мой взгляд, полностью соответствует национальным интересам Украины, поскольку повышает международную конкурентоспособность ее населения.
Также среди гуманитарных задач:
Все вышеперечисленные задачи, на мой взгляд, могли бы более эффективно решаться в случае перехода Украины к федеративному устройству. Но это уже внутренне дело самих украинцев. Также принципиально важный момент – это то, что логика сближения с Россией не противоречит развитию отношений с Евросоюзом. Более того, улучшение климата в отношениях наших братских стран сможет гармонизировать отношения с ЕС и поспособствовать решению таких задач, как экономическая кооперация с европейцами, переход к безвизовому режиму и т.д. Украине пора выбирать, какая роль ей ближе, - санитарного кордона между Россией и Евросоюзом или полноправного участника новой «большой сделки» на европейском континенте.
России нужна стабильная, экономически сильная, дружественная и, извините за нотку цинизма, платежеспособная Украина. Вряд ли кто-то обрадуется с соседством с государством-банкротом, раздираемым внутренними противоречиями и конфликтами. Развал Украины, который я лично считаю маловероятным, был бы величайшей трагедией в первую очередь для России, учитывая и гуманитарные факторы (поток беженцев), и опасность техногенных катастроф (атомные, химические объекты), риски для безопасности газотранспортной системы и т.д.
На выборах президента Украины у России в этот раз нет своего кандидата. Российская Федерация готова вести диалог с максимально широким спектром украинских политических сил, выстраивая этот диалог на основе перечисленных выше принципов. Конструктивные предложения присутствуют в предвыборных программах таких политиков, как Виктор Янукович, Сергей Тигипко, Петр Симоненко, Владимир Литвин, Инна Богословская и даже Арсений Яценюк, который еще год назад был радикальным евроатлантистом, но, видимо, переосмыслил свою позицию.
Виктор Янукович, имеющий особые отношения с партией «Единая Россия», - это носитель так называемой чеболистской модели ("Что хорошо для крупного бизнеса, хорошо для страны"). Партия Регионов как партия крупного бизнеса имеет тенденцию к размениванию своих программных принципов на экономические преференции. Так, в частности, было с откладыванием в сторону вопроса о статусе русского языка в период второго премьерства Януковича. Есть и вопросы относительно волевых качеств лидера Партии Регионов. Ведь он дважды отдавал власть под давлением (в 2004 и 2007 гг.).
Оптимальным для России партнером был бы президент-технократ. Заявку на технократичность в своей программе сделал Сергей Тигипко, но, видимо, эти выборы для него только этап раскрутки своего политического проекта. И, к сожалению, пока еще не было шанса протестировать Тигипко на такой важный критерий, как предсказуемость и последовательность.
Что же касается Юлии Тимошенко, то с ней ведется интенсивный диалог как с действующим премьер-министром, и этот диалог более конструктивен, чем с командой украинского президента. Однако ряд идеологических постулатов Блока Тимошенко (единственный государственный язык, унитарное государство и т.д.) настораживает. Юлия Тимошенко - носитель идеологии авторитарного популизма. И в случае ее прихода к власти мы, скорее всего, столкнемся с ее постоянным лавирование между разными центрами силы (Россия, США, ЕС). То есть это будет вариант Александра Лукашенко. Кроме того, Юлия Владимировна слишком часто меняет свои политические взгляды и есть сомнение в ее надежности как стратегического партнера. Впрочем, подобные претензии можно предъявить и многим другим украинским политикам. Именно поэтому сегодня Российская Федерация отказалась от политики ставок на конкретные фигуры и перешла к формулированию своих интересов и диалогу на их основе с широким спектром политических сил.
И в заключение хотел бы заметить, что не только Россия вправе ожидать от Украины учета своих интересов. Думаю, что в российской политике тоже есть что менять – и в тональности освещения украинской проблематики в СМИ, и в организации политического диалога и и далога на уровне гражданского общества. Но это уже тем для отдельного большого диалога.
Евгений Минченко,
директор Международного Института Политической Экспертизы (МИПЭ), председатель правления Института Украины (Москва).
Виктор Янукович Владимир Путин Дмитрий Медведев Евгений Минченко Россия Сергей Тигипко Украина Юлия Тимошенко выборы президента лоббизм
Евгений Минченко: "Сегодня у избирателя доминирует запрос на «новую подлинность»
«Как выигрывают выборы в США, Великобритании и евросоюзе: анализ политических технологий»
«Как стать и остаться губернатором»
«Универсальные избирательные технологии и страновая специфика: Опыт российских консультантов»
© ЕВГЕНИЙ МИНЧЕНКО, 2009 - 2025
При цитировании прямая гиперссылка на запись блога обязательна.
В развитие темы