28.02.2012
Доклад МИПЭ: Система выборов президента: российский и зарубежный опытСистема выборов президента: российский и зарубежный опыт. Доклад подготовлен Международным институттом политической экспертизы (МИПЭ). Для сравнения были выбраны практики проведения президентских выборов в США, Франции, Мексике, Бразилии, Нигерии. Ряд других стран использовался для расширения сравнения.
Правила выдвижения кандидатов различаются:
В электоральной кампании 2012 года во Франции кандидат от крайне правой партии «Национальный Фронт» Марин Ле Пен (третья по рейтингу, около 17 % поддержки) пока не смогла заручиться поддержкой необходимого числа выборных лиц для своего представления в качестве кандидата в президенты. Ей не хватает менее 100 подписей. Её обращение в Конституционный суд с просьбой пересмотреть эту норму было отвергнуто. Избирательная система в США запутана настолько, что в некоторых ее аспектах могут разбираться только юристы, специализирующиеся в данной области. Федеральное законодательство причудливо переплетается с законодательством штатов, судебными прецедентами и традициями. Поскольку кандидат в президенты обязан пройти процедуру выдвижения в каждом из штатов, это может себе позволить только кандидат с сильной командой юристов и партийной машиной. Поэтому из 23 кандидатов президенты в 2008 г. во всех штатах в выборах участовали только два фаворита. В этой связи, приходится признать, что сама специфика американской избирательной системы (в частности, ее децентрализованность и сложность избирательного законодательства) может рассматриваться как серьезный барьер для прохождения независимых кандидатов или кандидатов от малых партий. Де факто даже результат выборов в США (например, во время известной истории по поводу голосования во Флориде во время президентской кампании Буш-Гор в 2000 г., когда Джордж Буш получил 271 голос выборщиков против 266 у Гора, в то время как Гор набрал на 550 000 голосов больше) может определяться не столько избирателями, сколько борьбой команд юристов. Система подсчета результатов праймериз и кокусов в США дает возможности для манипуляции результатами. Республиканцы обвиняют друг друга в фальсификации на праймериз в Айове. Победа в этом штате имела большое символическое значение, так как следующие штаты ориентировались на результаты первых праймериз. В Айове сначала перенесли место подсчета голосов, затем потеряли данные из нескольких округов. Еще до подведения окончательных результатов было широко объявлено о победе Митта Ромни с минимальным отрывом. Однако оказалось, что на самом деле победил Рик Санторум. Наиболее либеральное законодательство по финансированию выборов в США, которое фактически не создает никаких ограничений для объемов и источнико вфинансирования. В 2010 г. Верховный суд США пересмотрел и смягчил ряд более ранних положений об участии корпораций в финансировании предвыборных кампаний. И в этом случае крупный бизнес по-прежнему не может давать деньги кандидатам напрямую, но может оплачивать рекламу в их поддержку. В большинстве стран участие кандидатов в дебатах не является обязательным, а фавориты выборов, как правило, отказываются от дебатов с маргинальными кандидатами. В 2011 г. Комиссия по президентским дебатам (организатор и спонсор дебатов) в США постановила, что к участию в дебатах допускаются только те кандидаты, чьи имена включены в избирательные бюллетени достаточного числа штатов, чтобы иметь возможность выиграть выборы, которые имеют поддержку, по меньшей мере, у 15% электората по оценкам пяти независимых служб, изучающих общественное мнение. Практика общенациональных дебатов во Франции касается второго тура президентских выборов. Как правило, кандидат от социалистов и кандидат от правых избегают прямого очного столкновения в эфире с крайне левыми или крайне правыми кандидатами, ограничиваясь заочной полемикой. Так, во втором туре президентских выборов 2002 года Жак Ширак отказался от дебатов с кандидатом от Национального Фронта, Жан-Мари Ле Пеном. Подобная же традиция существует и в постсоветских странах. К примеру, на выборах президента Грузии в 2004 и 2008 гг. Михаил Саакашвили не участвовал в дебатах со своими оппонентами. В США существуют манипуляции со списками избирателей. Так, республиканцы затрудняют регистрацию представителей малообеспеченных, этнических и расовых меньшинств в качестве избирателей (различные цензы в штатах) и регистрируют «мертвые души». Демократы, напротив, заинтересованы в расширении числа избирателей и занимаются доставкой на участки организованных групп граждан, главным образом, представляющих этнические меньшинства. В период нахождения у власти республиканцев были зафиксированы случаи, когда Пентагон, занимающийся организацией голосования граждан, находящихся за рубежом, создавал препятствия для этого голосования. В Эстонии и Латвии т.н. неграждане лишены избирательных прав, не имеют права избирать и быть избранными. Исключение данных людей из списков избирателей приводит к доминированию в парламентах правых и националистических партий, что в противном случае было бы невозможно. В Украине в период нахождения у власти президента Ющенко активно использовались технологии намеренной порчи списков избирателей путем украинизации русских фамилий и искажения адресов. Кроме того, укрупнение участков на Юго-Востоке преследовало цель создания очередей к урнам для голосования и тем самым снижения явки оппозиционных избирателей. Факторы, увеличивающие конкурентность выборов
Президентские поправки в избирательное законодательство РоссииПоправки в избирательное законодательство, предложенные президентом Дмитрием Медведевым (по упрощению порядка регистрации партий, возможности выдвижения кандидатов в президенты от зарегистрированных партий без сбора подписей, снижение барьера для сбора подписей до 300 000) устраняют чрезмерные барьеры для участия в выборах оппозиционных кандидатов. Переход к выборности губернаторов должен в перспективе привести к распределению административного ресурса между различными политическими силами. Однако для ускоренного движения к реальной конкурентности выборов необходимы развитое гражданское общество, независимые СМИ, независимая судебная система. Авторский коллективОбщая редакция:
Помощь в подготовке разделов:
В подготовке также принимали участие:
Система выборов президента (короткая версия)
Короткая версия доклада "Система выборов президента: российский и зарубежный опыт"
Полная версия доклада "Система выборов президента: российский и зарубежный опыт"
|
8 (495) 899-00-69
123242 г. Москва ул. Зоологическая, д. 22
office@minchenko.ru
Telegram-каналы:
Politburo 2.0
Gossovet 2.0
Семинары «Минченко консалтинг»
MC-RepostRU
MC-RepostWorld
MC-RepostEnergy
MC-RepostRegion
© 2009 - 2024 Коммуникационный холдинг «Минченко Консалтинг». Все права сохранены.