на рынке с 1993 года

Аналитика

20.02.2023

Куда идет российская политэкономика

Коммуникационный холдинг «Минченко консалтинг» представляет новый аналитический доклад "Куда идет российская политэкономика. Макрообзор – итоги 2022 и риски 2023"

21 февраля будет озвучено Послание Президента Федеральному Собранию. Неизбежно его значительная часть будет посвящена экономической проблематике. В связи с этим мы попытались сделать обзор сложившихся тенденций и потенциальных рисков для российской и мировой экономики.

В 2022-м российская экономика показала устойчивость на фоне беспрецедентного санкционного давления Запада. Тем не менее, структурные проблемы остаются неразрешенными, что осложнит ситуацию в 2023-м. Внешний фон также, скорее всего, будет неблагоприятным - мир вступает в фазу слабого роста/рецессии на фоне борьбы мировых центробанков с инфляцией и дефицитом на рынке труда. Стагфляционная картина довольно нетипична для ХХI века, последний раз она наблюдалась в 1970-х и в начале 1980-х. Рост ставок основных ФРС США и ЕЦБ, произошедший в 2022-м и продолжившийся в начале 2023-го, приведет к снижению стоимости активов, выросших в период пандемии Covid-19, а также к охлаждению мировой экономики в целом.

Что это значит для политического расклада в России

В докладе «НЭП или Госплан 2.0» (июнь 2022 года) мы описывали следующие развилки в экономической политике:

  1. Business as usual – продолжение инерционной модели приспособления России к мировой экономике в качестве сырьевой полупериферии. Вероятность осуществления высокая, так как финансово-экономические власти ни к чему другому не привыкли и не имеют собственной инициативы. Результат – стагнация и скатывание в затяжной кризис на многие годы.
  2. «Госкапитализм в кубе» - поддержка затратных мегаинфраструктурных проектов (“white elephants”), усиление огосударствления экономики, ликвидация частной инициативы, регулирование цен, все большее закрытие от внешнего мира. Результат –  скатывание в псевдо-CCCР со всеми прелестями плановой негибкой экономики (условно «Иран 2.0»).
  3. НЭП 2.0 – модель стимулирования роста экономики за счет реализации потенциала как внутренних, так и внешних драйверов развития. Основная особенность – ориентация на быстрые темпы экономического роста (условно «Китай 2.0»).

В данный момент мы видим, что правительство, особенно его экономический блок, в основном идет по первой модели - сохранение существующей модели управления и планирования. Однако при этом результатом лоббизма крупных игроков становится использование элементов второго сценария – сосредоточение ресурсов на отдельных инфраструктурных проектах, управляемых уполномоченными группами.

Экстремальные внешние обстоятельства становятся оправданием для перераспределения ресурсов и попыток монополизации отдельных отраслей, как это, например, происходило в случае с борьбой вокруг рынка цифровой наружной рекламы. В то же время мы видим и то, что федеральная власть пытается учитывать интересы всех участников рынка и выбирать в ряде случаев компромиссные решения.

Стратегия антикризиса и решения проблем по мере поступления, избранная правительством Мишустина, в целом получила поддержку населения. Однако очевидна необходимость формирования новой стратегической линии.

Опубликовать в: Twitter Facebook

8 (495) 899-00-69
123242 г. Москва ул. Зоологическая, д. 22
office@minchenko.ru
Telegram-каналы:
Politburo 2.0
Gossovet 2.0
Семинары «Минченко консалтинг»
MC-RepostRU
MC-RepostWorld
MC-RepostEnergy
MC-RepostRegion

© 2009 - 2024 Коммуникационный холдинг «Минченко Консалтинг». Все права сохранены.


Поддержка сайта — Гуров и партнеры