Фонд «Петербургская политика» и Коммуникационный холдинг «Минченко Консалтинг» представляют 15-й выпуск Рейтинга политической выживаемости губернаторов
Фонд «Петербургская политика» и Коммуникационный холдинг «Минченко Консалтинг» представляют 15-й выпуск Рейтинга политической выживаемости губернаторов.
Рейтинг публикуется с 2007 года. В нем дается оценка вероятности сохранения в должности действующих глав регионов на протяжении ближайшего года по 5-балльной шкале (где 5 – максимальная оценка, 1 – минимальная).
Из 83 глав регионов из первого рейтинга к настоящему времени на своем посту остались только 20 губернатора, причем только 8 из них заняли свои посты до отмены губернаторских выборов в 2005 году.
Статистика точности прогнозных оценок по итогам 2007-2014 года выглядит следующим образом:
Оценка в Рейтинге
|
Замена
|
Продление полномочий, назначение врио, победа на выборах
|
1
|
11
|
0
|
2
|
23
|
9
|
3
|
25
|
27
|
4
|
15*
|
13
|
5
|
2*
|
10
|
* Из 17 глав регионов, покинувших свои посты после оценок «4» и «5», пятеро перешли на федеральный уровень: Александр Хлопонин и Виктор Толоконский заняли должности полпредов, Сергей Шойгу – министра обороны, Александр Ткачев – министра сельского хозяйства, Магомедсалам Магомедов – заместителя руководителя Администрации Президента РФ. В числе ушедших глав регионов, имевших высокие оценки, – переведенные на руководство более значимыми субъектами Федерации Николай Меркушкин и Олег Кожемяко, а также Роман Абрамович, чья отставка носила добровольный характер.
С момента публикации предыдущего рейтинга выживаемости 3 декабря 2014 года были заменены главы 6 регионов. Губернаторы Пензенской, Тамбовской областей и Еврейской автономной области ушли с своих постов после истечения срока полномочий, губернатор Сахалинской области лишился своего поста после громкого ареста, губернатор Краснодарского края был переведен на пост министра сельского хозяйства РФ, а губернатор Амурской области стал врио главы Сахалина. Были продлены полномочия до Единого дня голосования трех губернаторов, полномочия которых истекали: глав Марий Эл, Татарстана и Кемеровской области (а также двух руководителей регионов, где отменены прямые выборы, – Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов). Кроме того, получили разрешение на досрочные выборы губернаторы Камчатского края, Архангельской, Иркутской, Костромской, Ленинградской, Омской, Смоленской областей.
Ключевыми факторами, влияющими на устойчивость позиций губернатора в прошедшие полгода, были ухудшение экономической конъюнктуры и укрепление влияния силовых структур.
В представлении федеральной власти региональные администрации в целом прошли испытание экономическим кризисом, предотвратили серьезное ухудшение социально-экономической ситуации, не допустили обрушения собственных и федеральных рейтингов поддержки. В свою очередь, Центр не пошел по пути «перевода стрелок» на губернаторский корпус, дистанцирования от региональных элит. В то же время говорить об укреплении политического веса губернаторов тоже не приходится. Наоборот, оказались заменены (хотя и по компромиссному сценарию) такие политические тяжеловесы, как Василий Бочкарев в Пензе и Олег Бетин в Тамбове, угроза отставки долгое время нависала над Аманом Тулеевым в Кемерово (хотя все трое демонстрировали способность весьма жестко контролировать социально-политическую ситуацию в своих территориях). Неоднозначной была ситуация и перед назначениями врио губернаторов Дмитрия Кобылкина и Натальи Комаровой. А громкий арест губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина (и еще нескольких крупных чиновников в регионах – в том числе вице-губернатора по внутренней политике Челябинской области Николая Сандакова) и уголовные преследования ряда экс-губернаторов (Николай Денин, Василий Юрченко) зафиксировали укрепление претензий силовых структур на контроль над региональными элитами. На ослабление губернаторов может сработать и возросшая публичная активность Общероссийского народного фронта, мишенью которого не раз становились администрации «системообразующих» регионов (Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий округа, Москва, Московская область и др.), а критика в адрес губернаторов неоднократно становилась предвестником их отставки (Челябинская область, Сахалин).
На сегодняшний день среди экспертов популярны две гипотезы относительно кадровой политики в отношении глав регионов. Согласно первой из них, губернаторский корпус в целом укомплектован к циклу федеральных выборов и масштабных перестановок уже не будет. Вторая точка зрения исходит из того, что само устройство системы программирует периодические громкие замены – в том числе подчас весьма экстренные, как это было в случае Сахалина. В более уязвимом положении оказываются те губернаторы, кто не имел мощной федеральной лоббистской поддержки и оказался на посту губернатора в силу обстоятельств. Положение относительно слабых губернаторов с ресурсом федеральной поддержки (Е.Куйвашев, В.Басаргин, А.Худилайнен) выглядит двойственным: им удается оставаться в должности, но необходимым ресурсом для укрепления позиций внутри региона они подчас не обладают, что приводит к постепенному снижению их шансов на «выживаемость» и не позволяет им пролоббировать проведение досрочных выборов.
На позиции этой категории губернаторов повлияет и развитие еще одной важной интриги вокруг того, окажется ли статус избранного губернатора более высоким в сравнении с назначенным.
Формально такое расслоение к настоящему времени уже оформилось.
Год избрания / Срок окончания полномочий для неизбранных*
|
|
2012
|
Белгородская, Новгородская, Рязанская области, Чукотский автономный округ
|
2013
|
Хакасия, Забайкальский, Приморский, Хабаровский края, Владимирская, Магаданская, Московская области, Москва
|
2014
|
Башкортостан, Республика Алтай, Калмыкия, Коми, Удмуртия, Якутия, Алтайский, Красноярский, Приморский, Ставропольский края, Астраханская, Волгоградская. Вологодская, Воронежская, Ивановская, Кировская, Курганская, Курская, Липецкая, Мурманская, Нижегородская, Оренбургская, Орловская, Псковская, Самарская, Тюменская, Челябинская области, Санкт-Петербург
|
2015
|
Марий Эл, Татарстан, Чувашия, Камчатский, Краснодарский края, Амурская, Архангельская, Брянская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Костромская, Ленинградская, Омская, Пензенская, Ростовская, Сахалинская, Смоленская, Тамбовская области, Еврейская автономная область
|
2016
|
(?) Чечня, Тверская, Тульская области
|
2017
|
Адыгея, Бурятия, Карелия, Мордовия, Тува, Пермский край, Саратовская, Свердловская, Томская, Ярославская области
|
*Без учета территорий, где прямые выборы глав не предусмотрены или были отменены
Однако в течение 2014-2015 года был дан ряд сигналов о том, что прохождение прямых выборов отнюдь не означает автоматического укрепления позиций. Самым ярким примером этого стала громкая отставка осенью 2014 года Николая Денина с поста губернатора Брянской области, на который он был избран всеобщим голосованием два года назад. Кроме того, сложно говорить об укреплении позиций губернаторов, прошедших переизбрание в прошлом году (В.Городецкий, А.Бердников, А.Карлин, В.Потомский, Н.Меркушкин, В.Шанцев).
Отдельные эксперты рейтинга, анализируя тенденции последнего времени, выдвигали предположения о том, что перемещение глав регионов «по горизонтали» (Н.Меркушкин, В.Толоконский, О.Кожемяко) может быть признано относительно успешным опытом и получит продолжение. В пользу этого приводились, например, «утечки» в Интернете о возможности перемещения Д.Кобылкина в Ханты-Мансийский автономный округ. Однако здесь имеются и контраргументы – в том числе связанные с недавними сигналами со стороны президентских структур о том, что ставка в большей степени будет делаться на местные кадры (как это произошло в Пензе и Тамбове). В равной степени тезис о продолжении практики перевода губернаторов на министерские посты (М.Мень, Л.Кузнецов, А.Ткачев) может быть и проявлением реальных кадровых процессов, и предметов информационных спекуляций (в 2015 году в региональной прессе получили популярность предположения о переводе на федеральный уровень Б.Дубровского и Н.Комаровой). Еще одной значимой темой становится фактор влияния бывших губернаторов – В.Толоконского в Новосибирске, М.Шаймиева в Татарстане, А.Ткачева в Краснодарском крае, В.Бочкарева в Пензенской области, Н.Меркушкина в Мордовии. Кроме того, недавние назначения И.Белозерцева и А.Никитина повышают статус председателей законодательных собраний регионов как потенциального кадрового резерва для заполнения губернаторских вакансий.
Что касается собственно дня голосования 13 сентября, то пока эксперты исходят из ожиданий доминирования на выборах действующих глав регионов и врио губернаторов, для части которых основным противником может оказаться не сильный оппонент, а собственный антирейтинг (Марий Эл, Смоленская область). Если элитная конкуренция на губернаторских выборах окажется минимизирована, возможен перенос ее на другие уровни – в одних случаях на муниципальные выборы (как это происходит в Нижнем Новгороде после низкоконкурентных губернаторских выборов 2014 года), в других – на кампанию по выборам в Госдуму в 2016 году.
28 мая 2015 года
Список экспертов
Виноградов Михаил, президент Фонда «Петербургская политика»;
Минченко Евгений, президент коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг»;
Бадовский Дмитрий, председатель совета директоров Института социально-экономических и политических исследований;
Гусев Дмитрий, политтехнолог;
Давыдов Леонид, ведущий программы телеканала РБК ТВ “Давыдов. Индекс”
Даченков Игорь, генеральный директор Агентства массовых коммуникаций «Регион Медиа»;
Калачев Константин, руководитель Политической экспертной группы;
Колезев Дмитрий, заместитель главного редактора "znak.com"
Костин Константин, председатель правления Фонда развития гражданского общества;
Кузнецов Глеб, политолог;
Матвейчев Олег, профессор Высшей Школы Экономики;
Петров Николай, член научного совета Московского Центра Карнеги;
Рошков Евгений, управляющий партнер компании «Кесарев Консалтинг»;
Семин Илья, вице-президент “Деловой России”;
Щербаков Федор, политолог.
Пятнадцатый рейтинг политической выживаемости губернаторов
Регион
|
Глава
|
Оценка по 5-балльной шкале (в скобках – оценка в прошлом рейтинге)
|
Сильные стороны
|
Слабые стороны
|
Год рождения
|
Стаж работы
|
Срок окончания полномочий
|
Адыгея
|
Аслан Тхакушинов
|
4 (4-)
|
Политическая стабильность. Отсутствие очевидных внешних интересантов в борьбе за контроль над регионом
|
Дефицит достижений. Уязвимость для антикоррупционных кампаний
|
1947
|
2006
|
янв.17
|
Башкортостан
|
Рустэм Хамитов
|
5 (5-)
|
Отсутствие претензий на политическую автономность. Ослабление внутренней оппозиции. Проведение в 2015 году саммитов ШОС и БРИКС
|
Привлекательность региона для внешних игроков
|
1954
|
2010
|
сент.19
|
Бурятия
|
Вячеслав Наговицын
|
4 (3+)
|
Отсутствие очевидных внешних интересантов. Активность по привлечению инвесторов
|
Внутриэлитные конфликты. Сложная экономическая ситуация
|
1956
|
2007
|
мая.17
|
Республика Алтай
|
Александр Бердников
|
4- (3)
|
Популярность региона у высокопоставленных делегаций. Развитие туристского потенциала региона
|
Условная легитимность. Недостаточный авторитет у местных элит
|
1953
|
2005
|
сент.19
|
Дагестан
|
Рамазан Абдулатипов
|
4- (4-)
|
Наличие кредита доверия у федеральной власти. Снижение террористической активности
|
Дефицит достижений. Слабая субъектность. Отсутствие межкланового баланса
|
1946
|
2013
|
сент.18
|
Ингушетия
|
Юнус-Бек Евкуров
|
4 (4)
|
Доверие на федеральном уровне. Позиционирование в качестве противовеса Р.Кадырову. Выстроенные отношения с бизнесменами-выходцами из региона
|
Сложность контроля над республикой. Кадровая нестабильность команды. Дефицит идей по стратегии саморазвития республики
|
1963
|
2008
|
сент.18
|
Кабардино-Балкария
|
Юрий Коков
|
4 (4+)
|
Недавнее назначение. Позиционирование в качестве борца с терроризмом
|
Клановые конфликты. Сложные отношения с командой А.Канокова
|
1955
|
2013
|
окт.19
|
Калмыкия
|
Алексей Орлов
|
4- (4)
|
Отсутствие претензий к качеству управления со стороны федерального центра. Политическая управляемость
|
Внутриэлитные конфликты
|
1961
|
2010
|
сент.19
|
Карачаево-Черкесия
|
Рашид Темрезов
|
4 (5-)
|
Относительная устойчивость в сравнении с соседними регионами
|
Наличие внутренних оппонентов
|
1976
|
2008
|
марта.16
|
Карелия
|
Александр Худилайнен
|
3+ (3)
|
Нейтрализация значительной части внутренних оппонентов. Лоббистский ресурс на федеральном уровне
|
Конфликт с мэром Петрозаводска. Активность оппозиции. Дефицит политической управляемости. Неназначение досрочных выборов. Высокий уровень долговой нагрузки на бюджет региона
|
1956
|
2012
|
мая.17
|
Коми
|
Вячеслав Гайзер
|
4 (5)
|
Политическая управляемость. Устойчивая экономическая ситуация
|
Привлекательность региона для потенциальных интересантов
|
1966
|
2010
|
сент.19
|
Марий Эл
|
Леонид Маркелов
|
4 (4-)
|
Недавнее назначение врио. Способность нейтрализовать оппонентов на стадии регистрации кандидатов на выборах
|
Высокий антирейтинг. Электоральная усталость. Негативный резонанс вокруг «исчезновения» мэра Йошкар-Олы
|
1963
|
2000
|
врио
|
Мордовия
|
Владимир Волков
|
4- (4-)
|
Экономическая стабильность
|
Уровень долговой нагрузки выше 100% от доходов бюджета региона
|
1954
|
2012
|
мая.17
|
Саха
|
Егор Борисов
|
4- (4+)
|
Отсутствие претензий со стороны федерального центра. Недавнее переизбрание
|
Внутриэлитные конфликты
|
1954
|
2010
|
сент.19
|
Северная Осетия
|
Таймураз Мамсуров
|
1 (2+)
|
Позиционирование республики в качестве одного из наиболее устойчивых кавказских регионов. Благожательное отношение федеральных чиновников
|
Приближение срока окончания полномочий. Низкий рейтинг. Усталость
|
1954
|
2005
|
июня.15
|
Татарстан
|
Рустам Минниханов
|
5 (5)
|
Контроль над ситуацией в республике. Положениеодного из «витринных» регионов
|
Сложная ситуация в автопроме
|
1957
|
2010
|
врио
|
Тува
|
Шолбан Кара-оол
|
4- (4)
|
Поддержка со стороны С.Шойгу
|
Сложная социально-экономическая конъюнктура. Проблемы с запуском строительства железной дороги Кызыл – Курагино
|
1966
|
2007
|
апр.17
|
Удмуртия
|
Александр Соловьев
|
4- (4-)
|
Репутация «середняка»
|
Проблемы с перехватом властных рычагов на старте работы главой региона. Высокий уровень долговой нагрузки
|
1950
|
2014
|
сент.19
|
Хакасия
|
Виктор Зимин
|
3+ (4+)
|
Поддержка С.Шойгу
|
Негативный резонанс в связи с пожарами.
Уголовные дела против окружения
|
1962
|
2009
|
сент.18
|
Чечня
|
Рамзан Кадыров
|
4 (5-)
|
Федеральная поддержка. Контроль над ситуацией в регионе
|
Постепенное погружение во внутриэлитные конфликты и негативные резонансные ситуации. Трения с главами соседних республик, связанные с претензиями на лидирующие позиции на всем Кавказе
|
1976
|
2007
|
марта.16
|
Чувашия
|
Михаил Игнатьев
|
4- (3-)
|
Снижение активности оппонентов
|
Приближение срока окончания полномочий
|
1961
|
2010
|
авг.15
|
Алтайский край
|
Александр Карлин
|
4- (4-)
|
Слабость оппозиции. Относительно низкий уровень долговой нагрузки
|
Напряженные отношения с федеральными бизнес-группами.
Дефицит достижений. Негативные последствия затоплений
|
1951
|
2005
|
авг.14
|
Забайкальский край
|
Константин Ильковский
|
3 (4-)
|
Политический характер губернаторства (коалиция со «Справедливой Россией»)
|
Дефицит достижений и источников саморазвития в регионе. Негативные последствия лесных пожаров. Конфликты вокруг пригородных поездов
|
1964
|
2013
|
сент.18
|
Камчатский край
|
Владимир Илюхин
|
5 (4)
|
Отсутствие очевидных неудач и конфликтов. Назначение досрочных выборов
|
Дефицит достижений
|
1961
|
2007
|
врио
|
Краснодарский край
|
Вениамин Кондратьев
|
5- (-)
|
Недавнее назначение.
Поддержка со стороны силовиков и А.Ткачева
|
Дефицит навыков публичной активности. Необходимость выстраивать отношения с местными элитами
|
1970
|
2015
|
апр.17
|
Красноярский край
|
Виктор Толоконский
|
3 (4-)
|
Недавнее избрание
|
Недостаточный политический контроль над регионом.
Традиции конкурентной политики в регионе. Фактор А. Быкова
|
1953
|
2014
|
сент.19
|
Пермский край
|
Виктор Басаргин
|
3- (3)
|
Лоббистские связи. Низкий уровень долговой нагрузки
|
Острые внутриэлитные конфликты. Повышение активности оппонентов. Дефицит достижений.
|
1957
|
2012
|
мая.17
|
Приморский край
|
Владимир Миклушевский
|
4 (4+)
|
Повышение элитной управляемости. Отсутствие негатива в публичной сфере
|
Дефицит достижений
|
1967
|
2012
|
сент. 19
|
Ставропольский край
|
Владимир Владимиров
|
4- (4-)
|
Недавнее избрание
|
Дефицит достижений
|
1975
|
2013
|
сент.19
|
Хабаровский край
|
Вячеслав Шпорт
|
4 (4)
|
Отсутствие громких скандалов и сильных оппозиционных фигур
|
Дефицит достижений. Сложная экономическая ситуация
|
1954
|
2009
|
сент.18
|
Амурская область
|
Александр Козлов
|
5- (-)
|
Недавнее назначение
|
Неотлаженные отношения с местными элитами. Проблемы при строительстве космодрома «Восточный». Высокий уровень долговой нагрузки
|
1981
|
2015
|
врио
|
Архангельская область
|
Игорь Орлов
|
4- (3)
|
Назначение досрочных выборов
|
Дефицит достижений. Обострение ситуации в Северодвинске
|
1964
|
2012
|
врио
|
Астраханская область
|
Александр Жилкин
|
4 (4)
|
Ослабление оппонентов
|
Высокий уровень долговой нагрузки
|
1959
|
2004
|
сент.19
|
Белгородская область
|
Евгений Савченко
|
4+ (5)
|
«Витринное» положение региона
|
Длительный срок пребывания у власти. Высокий уровень долговой нагрузки
|
1950
|
1993
|
окт.17
|
Брянская область
|
Александр Богомаз
|
4 (4)
|
Федеральная поддержка
|
Дефицит достижений. Конфликты с местными элитами
|
1961
|
2014
|
врио
|
Владимирская область
|
Светлана Орлова
|
4 (4)
|
Лоббистский ресурс
|
Недовольство местных элит стилем работы
|
1954
|
2013
|
сент.18
|
Волгоградская область
|
Андрей Бочаров
|
4 (4)
|
Ослабление оппозиции. Федеральная поддержка
|
Дефицит управленческого опыта. Сложная экономическая ситуация
|
1969
|
2014
|
сент.19
|
Вологодская область
|
Олег Кувшинников
|
3 (4)
|
Недавнее избрание. Поддержка со стороны «Северстали»
|
Дефицит достижений. Конфликты вокруг пригородных поездов. Высокий уровень долговой нагрузки региона
|
1965
|
2011
|
сент.19
|
Воронежская область
|
Алексей Гордеев
|
4- (5-)
|
Высокая популярность. Контроль над ситуацией в регионе
|
Попытки оппонентов позиционировать в качестве лидера «губернаторской фронды». Конфликты вокруг пригородных поездов
|
1955
|
2009
|
сент.19
|
Ивановская область
|
Павел Коньков
|
4 (5)
|
Недавнее избрание. Активный поиск источников экономического саморазвития
|
Внутриэлитные противоречия (в том числе вокруг контроля над областным центром)
|
1958
|
2013
|
сент.19
|
Иркутская область
|
Сергей Ерощенко
|
4 (4)
|
Назначение досрочных выборов. Низкий уровень долговой нагрузки.
Наличие проектов развития
|
Внутриэлитные конфликты.
Скандалы вокруг выборов в органы местного самоуправления
|
1961
|
2012
|
врио
|
Калининградская область
|
Николай Цуканов
|
3+ (2+)
|
Длительная способность к политической выживаемости. Ослабление местной оппозиции. Отсутствие притязаний на регион со стороны федеральных элит
|
Близкий срок окончания полномочий. Дефицит достижений. Поражение на муниципальных выборах в Балтийске
|
1965
|
2010
|
сент.15
|
Калужская область
|
Анатолий Артамонов
|
4 (4)
|
Положение одного из «витринных» регионов
|
Формирование электоральной усталости. Уязвимость региона перед негативной экономической конъюнктурой. Проблемы в сфере капитального ремонта жилья. Сложная ситуация в автопроме
|
1952
|
2000
|
июля.15
|
Кемеровская область
|
Аман Тулеев
|
5- (4-)
|
Недавнее назначение врио. Контроль над ситуацией в регионе. Высокий рейтинг
|
Возраст, состояние здоровья. Возможность формирования электоральной усталости. Сложная экономическая ситуация
|
1944
|
1997
|
врио
|
Кировская область
|
Никита Белых
|
3+ (4-)
|
Опыт политической выживаемости
|
Дефицит достижений
|
1975
|
2009
|
сент.19
|
Костромская область
|
Сергей Ситников
|
4+ (5-)
|
Положение губернатора-«середняка». Назначение досрочных выборов
|
Уровень долговой нагрузки выше 100% от доходов бюджета
|
1963
|
2012
|
врио
|
Курганская область
|
Алексей Кокорин
|
4 (4)
|
Недавнее избрание. Лоббистская активность по получению федеральных дотаций
|
Сложная экономическая ситуация. Отказ от ряда инвестпроектов. Проблемы на промышленных предприятиях. Высокие энерготарифы в регионе
|
1961
|
2014
|
сент.19
|
Курская область
|
Александр Михайлов
|
4- (4)
|
Недавнее избрание
|
Дефицит достижений. Длительный срок пребывания у власти
|
1951
|
2000
|
сент.19
|
Ленинградская область
|
Александр Дрозденко
|
5 (5)
|
Назначение досрочных выборов. Благоприятные экономические результаты
|
Сложность региона, высокий интерес к области со стороны большого числа игроков
|
1964
|
2012
|
врио
|
Липецкая область
|
Олег Королев
|
4 (4)
|
Контроль над ситуацией в регионе
|
Длительный срок пребывания у власти. Электоральная усталость
|
1952
|
1998
|
сент.19
|
Магаданская область
|
Владимир Печеный
|
4 (5)
|
Отсутствие очевидных неудач
|
|
1949
|
2013
|
сент.18
|
Московская область
|
Андрей Воробьев
|
4- (4-)
|
Поддержка со стороны С.Шойгу
|
Неоднозначное восприятие на федеральном уровне. Конфликты вокруг муниципальных выборов и кадровой политики. Антикоррупционная активность ОНФ
|
1970
|
2012
|
сент.18
|
Мурманская область
|
Марина Ковтун
|
4 (4)
|
Внешняя лояльность местных элит. Лоббистские связи.
Показательно конкурентные выборы
|
Конфликты с финансово-промышленными группами. Дефицит управленческого опыта
|
1962
|
2012
|
сент.19
|
Нижегородская область
|
Валерий Шанцев
|
4- (5-)
|
Недавнее избрание
|
Претензии к прошлогодней избирательной кампании. Конфликты вокруг контроля над Нижним Новгородом
|
1947
|
2005
|
сент.19
|
Новгородская область
|
Сергей Митин
|
4 (4)
|
Усиление политического контроля над регионом
|
Конфликт с мэром Великого Новгорода
|
1951
|
2007
|
окт.17
|
Новосибирская область
|
Владимир Городецкий
|
3- (3+)
|
Недавнее избрание
|
Дефицит достижений. Слабый контроль над политической ситуацией и элитами
|
1948
|
2014
|
сент.19
|
Омская область
|
Виктор Назаров
|
4 (3)
|
Назначение досрочных выборов
|
Традиционно высокая активность местных элит.
Неоднозначные отношения с «Газпром нефтью»
|
1962
|
2012
|
врио
|
Оренбургская область
|
Юрий Берг
|
4+ (5)
|
Недавнее избрание. Развитие альтернативной энергетики. Эффективная эксплуатация евразийской тематики
|
Наличие в регионе активных оппозиционных групп
|
1953
|
2010
|
сент.19
|
Орловская область
|
Вадим Потомский
|
3 (4)
|
Недавнее избрание. Политический характер губернаторства (коалиция с КПРФ)
|
Острые внутренние конфликты
|
1972
|
2014
|
сент.19
|
Пензенская область
|
Иван Белозерцев
|
4 (0)
|
Электоральная управляемость
|
Угроза фактического «двоевластия» в случае продолжения работы В. Бочкарева в регионе. Высокий уровень долговой нагрузки на бюджет региона
|
1958
|
2015
|
врио
|
Псковская область
|
Андрей Турчак
|
4- (4)
|
Относительно недавнее избрание. Лоббистские связи
|
Периодические негативные информационные поводы из региона.
Отсутствие очевидных успехов на уровне высокой информационной активности
|
1975
|
2009
|
сент.19
|
Ростовская область
|
Василий Голубев
|
4+ (4)
|
Нейтрализация оппонентов. Рост стратегической значимости региона в условиях конфликта с Украиной
|
Приближение окончания срока полномочий
|
1957
|
2010
|
июня.15
|
Рязанская область
|
Олег Ковалев
|
4- (3)
|
Опыт политической выживаемости
|
Наличие внутренних оппонентов. Дефицит достижений.
Потенциально проблемные выборы в Областную думу
|
1948
|
2008
|
окт.17
|
Самарская область
|
Николай Меркушкин
|
4- (4)
|
Федеральная поддержка. Недавнее избрание
|
Неоднозначное восприятие стиля работы в регионе. Неспособность конвертировать победу на выборах в политическое усиление
|
1951
|
2012
|
сент.19
|
Саратовская область
|
Валерий Радаев
|
4 (4)
|
Федеральная поддержка
|
Наличие претендентов на пост губернатора. Высокий уровень долговой нагрузки на бюджет региона
|
1961
|
апр.12
|
апр.17
|
Сахалинская область
|
Олег Кожемяко
|
5 (-)
|
Недавнее назначение. Благоприятные результаты работы в других регионах. Отсутствие долговой нагрузки
|
Повышенный федеральный интерес к региону
|
1962
|
2015
|
врио
|
Свердловская область
|
Евгений Куйвашев
|
2+ (4)
|
Контроль над силовыми структурами. Активность на азиатском направлении. Стабильные социально-экономические показатели
|
Внутриэлитные конфликты. Критика со стороны ОНФ. Неназначение досрочных выборов
|
1970
|
2012
|
мая.17
|
Смоленская область
|
Алексей Островский
|
4 (4)
|
Политический статус губернаторства (оформление коалиции с ЛДПР). Назначение досрочных выборов
|
Уровень долговой нагрузки выше 100% от доходов бюджета. Дефицит достижений.
Конфликт с частью местной элиты
|
1976
|
2012
|
врио
|
Тамбовская область
|
Александр Никитин
|
4 (-)
|
Недавнее назначение
|
|
1976
|
2015
|
врио
|
Тверская область
|
Андрей Шевелев
|
2 (2)
|
|
Низкая популярность. Дефицит управленческого опыта и результатов. Неназначение досрочных выборов
|
1970
|
2011
|
июля.16
|
Томская область
|
Сергей Жвачкин
|
3 (3)
|
Поддержка со стороны «Газпрома»
|
Потенциально «проблемные» муниципальные выборы в Томске.
Недовольство местных элит стилем управления.
Коррупционные скандалы
|
1957
|
2012
|
марта.17
|
Тульская область
|
Владимир Груздев
|
5- (4-)
|
Контроль над ситуацией в регионе. Высокая популярность, открытость для федеральных СМИ
|
Наличие федеральных оппонентов. Непопадание в число губернаторов, получивших разрешение на досрочные выборы
|
1967
|
2011
|
авг.16
|
Тюменская область
|
Владимир Якушев
|
5 (5)
|
Получение лидирующей роли в «тюменской матрешке». Поддержка со стороны С.Собянина. Политическая управляемость региона. Отсутствие долговой нагрузки
|
Зависимость региона от нефтегазовых поступлений из северных округов в условиях низких цен на нефть и газ
|
1968
|
2005
|
сент.19
|
Ульяновская область
|
Сергей Морозов
|
4 (4-)
|
Успехи в привлечении инвесторов
|
Риски формирования электоральной усталости
|
1959
|
2004
|
апр.16
|
Челябинская область
|
Борис Дубровский
|
4 (4)
|
Недавнее избрание. Поддержка со стороны Магнитогорского металлургического комбината.
Успешно проведенные экспериментальные выборы в органы местного самоуправления в Челябинске
|
Усиление позиций силовых структур в регионе. Попытки создания образа губернатора-“временщика”. Информационная закрытость губернатора.
Конфликты вокруг усиления магнитогорских групп влияния
|
1958
|
2014
|
сент.19
|
Ярославская область
|
Сергей Ястребов
|
2 (2)
|
Симметричность принятому в регионе политическому стилю. Отсутствие провалов в экономике
|
Низкий авторитет у местных элит. Недостаточная популярность
|
1954
|
2012
|
мая.17
|
Москва
|
Сергей Собянин
|
4- (4+)
|
Репутация «тяжеловеса»
|
Наличие оппонентов на федеральном уровне.
Негатив вокруг реформ в сфере транспорта и здравоохранения
|
1958
|
2010
|
сент.18
|
Санкт-Петербург
|
Георгий Полтавченко
|
4 (4-)
|
Федеральная поддержка
|
Дефицит достижений. Сложная ситуация в автопроме
|
1953
|
2011
|
сент.19
|
Еврейская автономная область
|
Александр Левинталь
|
5 (-)
|
Недавнее назначение. Отсутствие притязаний на регион среди федеральных элитных групп
|
Относительно слабая укорененность в регионе
|
1959
|
2015
|
врио
|
Ненецкий автономный округ
|
Игорь Кошин
|
4- (4)
|
Недавнее избрание. Отсутствие долговой нагрузки
|
Дефицит достижений. Отмена прямых выборов главы округа
|
1974
|
2014
|
сент.19
|
Ханты-Мансийский автономный округ
|
Наталья Комарова
|
4 (3+)
|
Недавнее назначение и.о.. Относительно низкий уровень долговой нагрузки на бюджет
|
Привлекательность региона для лоббистских групп. Критика со стороны ОНФ. Падение цен на нефть. Сложные отношения с администрацией Тюменской области.
Сохранение восприятия как «неместной». Возможное недовольство населения отменой прямых выборов
|
1955
|
2010
|
врио
|
Чукотский автономный округ
|
Роман Копин
|
4 (4)
|
Отсутствие серьезных неудач
|
Самый высокий в стране уровень долговой нагрузки на бюджет региона
|
1974
|
2008
|
сент.18
|
Ямало-Ненецкий автономный округ
|
Дмитрий Кобылкин
|
5- (5-)
|
Положение одного из «витринных» губернаторов. Недавнее назначение и.о. Федеральная поддержка реализуемых в регионе бизнес-проектов
|
Отмена прямых выборов главы округа. Критика со стороны ОНФ
|
1971
|
2010
|
врио
|