на рынке с 1993 года

Публикации

02.03.2010
ИА "Росбалт"

Нелетные билеты

Билет на самолет, оказывается, вовсе не гарантирует, что его обладатель может улететь в необходимом направлении на выбранном рейсе. Причем задержка на земле не будет зависеть от самого пассажира — даже если он прибудет в аэропорт вовремя и с настоящим билетом, ему может просто не хватить места на борту.

Например, утром 20 февраля 2010 года политолог Евгений Минченко должен был вылететь вместе с супругой из Москвы в Сочи. «Мы приехали вовремя, до окончания регистрации, однако выяснилось, что мест уже нет, — посетовал он в своем блоге. — Могли взять только кого-то одного, но порознь мы лететь отказались. В таком положении оказалась еще одна семья из четырех человек». Пассажирам предложили улететь другим рейсом, в 19.55, но уже бизнес-классом, а также предоставить скидочные ваучеры по $50 на каждого.

Как выяснилось, для «Аэрофлота» это обычая практика. В пресс-службе авиакомпании «Росбалту» сообщили, что продажа «лишних» билетов на рейсы — вполне закономерное явление. «Я не знаю, что было конкретно на этом рейсе, но я знаю, что существует мировая практика, когда на рейс продается билетов больше, так как не все пассажиры являются на рейс, — заявила директор департамента по связям с общественностью и госорганами авиакомпании «Аэрофлот» Ирина Данненберг. — Но говорить о какой-то огульной перепродаже не приходится. Вы же сами понимаете, загрузка на самолетах — 60%. Какая там перепродажа?»

По мнению Денненберг, случаи, когда люди «не помещаются» на рейсы «Аэрофлота», возникают крайне редко, в «пиковые» дни. При этом в авиакомпании уверены, что пассажиры, оказавшиеся в затруднительном положении по вине перевозчика, не будут предъявлять претензий. «Какие претензии? Человеку либо возвращают деньги, либо ближайшим рейсом отправляют, предоставляя при этом и отель, и питание, и все на свете», — сказала Данненберг.

Несмотря на то, что в «Аэрофлоте» эту практику называют распространенной, другие участники рынка, опрошенные «Росбалтом», не признались в том, что поступают так со своими пассажирами. Например, источник в ГТК «Россия» сообщил, что данная авиакомпания не практикует продажу авиабилетов в числе, превышающем количество мест в самолете. Аналогичный ответ корреспондент «Росбалта» получил в «Уральских авиалиниях» и ряде других компаний.

Впрочем, перевозчиков, сравнимых по объему пассажиропотока с «Аэрофлотом», в России нет. Соответственно, и самые большие проблемы с размещением пассажиров испытывает именно эта компания. По данным Росавиации, объем перевозок «Аэрофлота» в январе текущего года составил 784,581 тыс. человек. Для сравнения, ближайший конкурент «Аэрофлота» — «Трансаэро» — отстает на целых 370 тысяч (пассажиропоток этой компании в январе составил 411,173 тыс. человек), а объемы перевозок остальных крупных игроков, таких как «Сибирь», «Ютэйр» и ГТК «Россия», в разы меньше, чем у «Аэрофлота».

Возможно, крупнейший в стране авиаперевозчик просто не справляется с потоком людей, желающих воспользоваться его услугами. При этом стремление увеличить свою долю на рынке внутренних перевозок не позволяет отказаться от дополнительной прибыли в пользу репутации. Кстати, история с пребронированием не так давно произошла и в Калининграде. Как сообщил портал rugrad.ru, 10 пассажиров «Аэрофлота» в конце февраля сняли с рейса на Москву. «По статистике, некоторое количество пассажиров не является на рейс. Поэтому при наличии 120 мест в самолете, как правило, продается 130 билетов», — пояснил агентству заместитель руководителя представительства авиакомпании Алексей Леонов. Размер компенсации, полученной не попавшими на свой рейс пассажирами, представитель авиаперевозчика уточнять не стал. Однако, судя по всему, она оказалась достаточной для того, чтобы «замять» эту историю.

По данным «Росбалта», ни один из клиентов «Аэрофлота» не подавал на компанию в суд и не обращался в Роспотребнадзор за консультациями. Между тем, в пресс-службе ведомства сообщили, что готовы предоставлять гражданам необходимую информацию об их правах и об обязанностях авиаперевозчиков.

Как пояснили «Росбалту» в пресс-службе «Уральских авиалиний», отношения между авиакомпанией и перевозчиком регулируются, в первую очередь, правилами перевозки, которые написаны в билете. Они составлены на основании Федеральных авиационных правил и Воздушного кодекса РФ, а также других регламентирующих документов и не могут вступать в противоречие с основными нормативными актами.

«Если какой-либо перевозчик использует эту практику (продажа «лишних» билетов — ред.) в своей деятельности, то пассажир, если он не попал на рейс, вправе обратиться в суд, который, руководствуясь Воздушным кодексом и авиационными правилами, и примет решение о размере компенсации за причиненный ущерб», — заявили в авиакомпании.

Такое мнение разделяет и ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. По его словам, работа авиакомпаний во всём мире жёстко регламентируется и контролируется, причём не только регуляторами самой отрасли, но и различными органами, защищающими права потребителей. «Поэтому никакой практики продажи лишних билетов нет и быть не может. Как правило, это происходит в результате сбоев электронных систем продажи билетов», — утверждает Баранов.

Разумеется, если билет все-таки был продан, а места на борту не оказалось, компании стремятся по возможности минимизировать ущерб от таких действий и не доводить дело до суда. Пассажира «задабривают» бонусами и подарками, предоставляют ему питание, номер в гостинице и новый билет. Однако очевидно, что даже эти подношения не всегда компенсируют моральный ущерб.

С другой стороны, у россиян далеко не всегда есть возможность выбрать авиакомпанию, особенно на внутреннем рынке. Гражданам приходится летать, несмотря на «причуды» перевозчиков — скверную еду, недоброжелательное отношение со стороны сотрудников и старые ненадежные самолеты.

Впрочем, большинство российских пассажиров неприхотливы: все, что им нужно — добраться до пункта назначения. Так что авиакомпании могут смело злоупотреблять их терпением.

Мария Коваценко