Авторизация

Запомнить меня

Регистрация нового пользователя

Идет отправка информации ...

Заполните необходимые поля в приведенной ниже форме, обращаем ваше внимание, что поля, выделенные
«звездочкой», являются обязательными для заполнения!

Сегодня
23 Апреля 2024

Тигипко и Яценюк - ненастоящие сварщики? или Судьба технократической идеологии в Украине

02 Марта 2010, 01:46

В ходе президентских выборов в Украине Арсению Яценюку не удалось доказать, что он настоящий мачо и твердая рука. "Какой ты, на фиг, танкист?" - это был типовой стёб над военизированной рекламой украинского "фронтовика". А вот из Сергея Тигипко танкист таки получился - хотя и по поводу него шутили, что он не сильный, а сТильный президент.

Но это была война имиджей. Важнее то, что и Тигипко, и Яценюк заявили о себе как о носителях технократического мышления. И для будущего этих политиков и Украины как государства важен ответ на вопрос, насколько оба этих политика способны реализовать себя в этом качестве. Или окажется, что в какой-то момент украинский избиратель услышит: "Дяденька, я не настоящий сварщик"?

Технократическая идеология впервые на этих выборах (после победы на президентских выборах 1994 г. "красного директора"-технократа Леонида Кучмы) получила ощутимую поддержку населения - 20 % голосов.

Однако степень искренности кандидатов, оказавшихся в этой нише, вызывает сомнения. К примеру, Арсений Яценюк по своей биографии (банкир, выходец из финансовой олигархии, выдвиженец Екатерины Клэр-Чумаченко-Ющенко, любимец евроатланических международных тусовок, один из подписантов "письма трех" о ПДЧ в НАТО для Украины) не давал оснований заподозрить себя в излишнем технократизме. Еще год назад он был эдаким "Ющенко лайт", глобалистом без излишней шароварщины, но за НАТО, евроатлантический выбор, единственный государственный язык и весь джентльменский набор позднего Виктора Андреевича, который сам себя считает реинкарнацией Мазепы.

К лету 2009 г., видимо, под влиянием консультантов, с Арсением Петровичем что-то произошло, и он передумал насчет НАТО, зато заговорил о Большой Европе, которую он, переплюнув генерала де Голля, благосклонно расширил до Владивостока. Кроме потешной милитаристской стилистики, в кампании Яценюка появились интересные идеи. Однако выборы проиграны, консультанты разъехались тратить гонорары, флэшка вынута из USB-разъема, и уже в Давосе мы вновь видим Арсения Петровича образца января 2009 г., привычно говорящего про европейские ценности (но уже без НАТО - это теперь неприлично), но забывшего и про Большую Европу, и про необходимость нормализации отношений с Россией. 

Если же говорить не только о риторике, но и о практике, то особого технократизма мы не увидим не только в профессиональной биографии Яценюка, но и в том, как он провел свою весьма затратную кампанию. На волне медийного блиц-крига зимы-весны 2009 г. ему не удалось выстроить эффективную региональную сеть. Вплоть до конца кампании сохранялась зависимость от узкого круга спонсоров, что в итоге и сыграло дурную шутку с Арсением - деньги кончились на финише, не дав ему возможности для финального спурта. А самое главное - избиратели так и не увидели команды Яценюка, он так и остался политиком-одиночкой.

Несмотря на отличающую его брутальность, Сергей Тигипко во многом похож на Яценюка. Просто из-за скоротечности его избирательной кампании Сергею Леонидовичу не успели задать ряд вопросов, ставших роковыми для Арсения Петровича. Главный из них - "А кто в Вашей команде?". Если на секундочку можно представить, что Тигипко согласился бы на предложение Юлии Тимошенко стать премьер-министром и заполнить своими людьми половину вакансий в Кабмине, то гораздо сложнее представить, что это были бы за люди. 

Тигипко, как и Яценюк, - выходец из спекулятивного финансового сектора, который по определению тяготеет к глобализму. Только, в отличие от Арсения Петровича, который большую часть своей карьеры быстро перемещался с одного государственного поста на другой, Сергей Леонидович все же дважды реализовался как успешный бизнесмен (первый раз - как менеджер "Приват-банка", второй - как создатель собственной банковской группы "ТАС"). Да и операция "спасение гривни в 2004 г.", как любят вспоминать в окружении Тигипко, была реализована Яценюком как руководителем Нацбанка при консультационной поддержке Сергея Леонидовича. Но все же к реальному сектору он в своей биографии имел отношение опосредованное.

Собственно, в ходе кампании Тигипко и вел себя как финансист, постоянно используя метафору торга, например, когда говорил о том, кого из кандидатов в президенты он мог бы поддержать перед вторым туром. Он не стеснялся описывать свое политическое поведение как бизнес-проект - "вложить деньги (причем конкретную сумму), получить голоса, стать премьер-министром или дождаться парламентских выборов и таки стать премьер-министром, затем президентом". Если мы посмотрим на излагаемую Тигипко идеологию внешней политики, то она также излагается в терминах торга ("согласимся, если хорошо заплатят" и т.д.).

Его большая успешность в переговорах с региональными элитами объясняется и опытом реального бизнеса, и тем, что, в отличие от "баловня судьбы" Яценюка, которому его карьерный рост давался слишком легко, Тигипко имел закаливший его опыт поражений (уход с поста вице-премьера, уход на 5 лет из большой политики после поражения Януковича в 2004 г.).

Сама кампания кандидата была все же скорее имиджевой, чем содержательной. Иногда в ней появлялись такие ляпы, которые у кандидата-технократа, отстроившего команду как часы, появляться не должны по определению. К примеру, в прямой речи Тигипко в интервью различным СМИ несколько раз возникало заявление, что он поддерживает политическую модель, при которой президент одновременно еще и возглавляет правительство. В качестве примера таких стран Тигипко приводил США и (внимание!) Францию, Россию, Белоруссию и Азербайджан.

Книга Тигипко - это на 70 % классический либерализм, который вряд ли будет работать в кризисной реальности. 

Итак, что мы имеем в сухом остатке? Молодого и по-прежнему перспективного политика Арсения Яценюка, без команды и пока без четкой идеологии, с заявкой одновременно на участие в глобалистском и технократическом проекте. Успешного бизнесмена-финасиста Сергея Тигипко, с более эффективным имиджем, но тоже без команды и детализированного проекта развития страны. Ни у одного из них пока нет ни своей партийной машины, ни мозгового центра, которые могли бы генерировать идеи и проекты.

Впрочем, и партийная машина не является панацеей. Партия Регионов как представительство крупного бизнеса и носитель чеболистской модели ("что хорошо для крупного бизнеса, хорошо для страны") рискует столкнуться с технологическим кризисом. Механический перенос рецептов, которые были хороши в докризисной реальности, на почву сегодняшней Украины-банкрота вряд ли будет успешным. Распиаренная программа реформ Фонда Ахметова грешит недостаточной конкретностью ("впишите название страны", как иронизировал один мой коллега). В Партии Регионов, несомненно, есть специалисты-технократы в конкретных областях - Николай Азаров в финансах, Юрий Бойко в ТЭК (кстати, экономическая программа Бойко времен Республиканской партии 2005 г. процентов на 70 % совпадает с программой Тигипко-2009). Но очевидно, что антикризисная стратегия будет вырабатываться с колес. 

И даже если ни Яценюк, ни Тигипко не получат премьерский пост и не согласятся на иные посты в исполнительной власти, возможно, им стоило бы принять хотя бы консультативное участие в созданном Виктором Януковичем Комитете по реформам.

Опубликовать в: Twitter Facebook
 
Комментарии: (0)

Разделы блога
Поиск
Популярные записи

Популярные теги
Архив

Публикации в СМИ
Книги
Ссылки
Поддержка сайта — Гуров и партнеры

© ЕВГЕНИЙ МИНЧЕНКО, 2009 - 2024
При цитировании прямая гиперссылка на запись блога обязательна.